Отношение к технике. Техницизм и технофобия

Рассматривает теоретические технологические аспекты, необходимые для решения практических задач. Подвид введения в специальность. Понятие техники Современное общество нередко характеризуется как техногенное, индустриальное, информационное. Основным элементом этой характеристики выступает понятие техники. Техника появилась вместе с человеком и сопровождает общество на всех этапах его развития. Однако объектом философского осмысления техника стала только в конце — нач. Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие вопросы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности и перспективах развития. Аристотель зафиксировал то обстоятельство, что вечным спутником человеческой жизни является наличие предметов и процедур, которые позволяют преобразовывать природное в искусственное. В марксистской философской традиции техника трактуется как система искусственных органов общественного человека механизмы усиливают мускульную силу человека, микроскоп, телескоп расширяют возможности зрения и т.

Технофобия

Техническое знание трактуется как знание о специфическом объекте искусственно созданные системы — в отличие от естественного объекта естествознания , в котором, однако, в эксплицитном виде сформулирована универсальная, но обычно неартикулируемая цель любого познавательного процесса — достижение прагматического результата Ф. Эллюль , в рамках которой под техникой понимается не только машинно-механизмное оснащение деятельности, но и особый стиль мышления — тип рациональности, ориентированный на операционализм и инструментализм.

Хунинг , включающей в понятие техники систему потребностей и аксиологических значений, формирующихся у человека в контексте взаимодействия с техническим окружением, особые установки сознания, сформированные в ходе технического образования и воспитания. Сходные идеи были высказаны в лекционном курсе в начале 20 в. Таким образом, синтетическая программа современной Ф.

Но голый техницизм или фундаментализм, т.е. подход, применяемы учета ведущее к техницизму (культу техники), а с другой - технофобия.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе , Мэмфорд , Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно , приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Во второй половине 20 в.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Техницизм и технофобия. Техницизм – это тип общественного сознания, характеризующегося приверженностью к такому образу мышления и.

В основе этих оценок лежат определенные философско-мировоззренческие ориентации и установки. Здесь можно выделить прежде всего две метафизические, противоположные позиции — техницизм и антитехницизм, основывающиеся на технологическом детерминизме, с его представлениями об автономности технической рациональности, об определяющем и однозначном воздействии техники и технологии на общество, на все его сферы и стороны.

В этой связи можно говорить о техницистской и антитехницистской философии техники. Техницизм — философско-мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, заявляющая об их самодостаточности и способности к саморазвитию, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества и человека, в автоматическое изменение общества под их воздействием. Другими словами, это техноцентризм, игнорирующий обратное воздействие самого общества на функционирование и развитие техники и технологии.

Ему близки идеи сциентизма и технократии. Антитехницизм — философско-мировоззренческая позиция, выражающая критическое, негативное отношение к технике и технологии, рассматривающая технику как враждебную, чуждую, разрушительную и дегуманизированную силу. Антитехницизму близки идеи технофобии и антисциентизма.

Технофобия — позиция, выражающая страх перед отчужденной техникой, воспринимающая её, как реальную угрозу человечеству, человеку и человеческому бытию. В ней выражается боязнь утраты гуманистических идеалов, нравственных норм и ценностей, человеческой индивидуальности.

ТЕХНОфобия

Генезис и развитие техники. Технические и технологические революции На протяжении истории человечества поступательное развитие общества в конечном счете обусловлено и неразрывно связано с развитием, совершенствованием и прогрессом техники и технологии. Для понимания и уточнения сущности техники уместно проследить историю её становления и основные этапы её развития. Проблема происхождения техники является довольно сложной, на этот счет существуют различные концепции.

Одна из них усматривает происхождение техники из целесообразной деятельности человека и потребности рационального использования средств этой деятельности.

Антитехницизм, как и техницизм, в целом некритически оценивает феномен проявлениях антитехницизм приобретает черты технофобиистраха.

План список предлагаемых к теме вопросов: Феномен техники, её назначение и сущность. Основные этапы развития техники. Техника в индустриальном обществе: Техницизм и антитехницизм о перспективе развития техники. Не будем критично относится к служителям пера. Может именно так начался совместный путь человека и техники. Однако человеку свойственно стремится к улучшению своёй жизни, приспосабливаться и приспосабливать мир под свои нужды и техника в этом ему добрый друг, соратник, помощник и в некотором роде даже господин.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Контрольная: Философия техники

22, 8: Объединенные принятием тезиса об определяющей роли техники в социокультурном процессе, техницизм и антитехницизм расходятся в плане прорисовки сценариев и оценке перспектив дальнейшего развития общества на технической основе. Техн-зм - выражение некритич. Его представители считают, что каждое новое поколение технич.

Работа по теме: Наука.Техника. Глава: Отношение к технике. Техницизм и технофобия. ВУЗ: БГИТА.

Техницизм - выражение некритич. Его представители считают, что каждое новое поколение технич. В силу ограниченности индивидуального разума мы не можем предвидеть пути развития техники, но она внушает веру в то, что ее развитие ведет человеческое об-во ко всеобщему гармонич. И задача человека состоит лишь в том, чтобы не мешать самореализации высшего Разума или научн.

На определенной стадии технико-индустриального развития происходит замена лозунга его ранней стадии"" свобода предпринимательства на лозунг"" свобода нововведений. Такова техницистская утопия эпохи индустриализма, господствовавшая более полутора веков, к-рая во второй половине в. Новый техницизм считает, что наступление гармонич. Ленский , средств связи Г. Маклуэн или источников энергии. Так, развитие об-ва связывается с последовательной сменой мускульной энергии паровой, электрической, атомной.

42.Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Одна из первых концепций технократизма была разработана Вебленом. Как предполагалось, технократы являют собой носителей совершенно нового типа мировоззрения, основанного на научно-технических знаниях и информации, не подвластного идеологиям классического типа. В е 20 в. Он связан с именами Гэлбрэйта, Турена и др. Технический прогресс и связанные с ним организационные сдвиги понимаются как процесс, приводящий к образованию и доминированию в экономике крупных корпораций, власть в которых принадлежит технократии.

Территория · Террор · Терроризм · Тест · Тесты · Техника · Техницизм · Технократизм · Технократия · Технология · Техноструктура · Технофобия · Тип.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Сразу следует заметить, что словосочетание"гуманитарная культура" в литературе встречается относительно редко, если же оно все же в ней фигурирует, то довольно в узком значении и, как правило, не определяется.

В определенном смысле можно говорить о"двух культурах" - рационально-технической, естественно-технической научно-технической и гуманитарной. Первая из них носит преимущественно утилитарно-прагматический характер, ориентирована на" обработку" природы, её вещества, материала и энергии, на технико-экономическую результативность, эффективность и преобразование. Она обеспечивает научно-технический прогресс, успешное развитие и функционирование материального производства.

Вторая - в основном неутилитарна, неинструментальна, ориентирована главным образом на обработку, облагораживание социального мира, общественных отношений, человеческого общения и самих людей, на производство, хранение, трансляцию и потребление высших духовных ценностей, отличается истинной духовностью. Английский ученый, писатель и гуманист Ч.

Сноу в книге"Две культуры" говорит о"научной" и"гуманитарной" культуре и противоречий между ними, выражает справедливую озабоченность о спасении высших духовных ценностей и тем самым человека. Здесь же он указывает на столкновение научной и художественной интеллигенции.

Учебное пособие Уфа 2008 удк 130. 2: 62 ббк 87

История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники. В доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе.

Но преувеличенная оценка роли техники в жизни человека ведет к двум противоположным идейно-теоретическим учениям: техницизму и технофобии.

Первоначально формируется в философских и соци-ологических концепциях, выражаю-щих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран пе-ред угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воз-действием все более могущественной техники и резкого усиления роли по-следней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возмож-ностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению че-ловека, и его бездуховности, в ре-зультате чего технологизация об-щества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогрес-са, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды че-ловеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружаю-щая нас среда предстает как"вселен-ная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в совре-менных условиях"техника — фактор порабощения человека".

Это ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное Тибетская"Книга мертвых" отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в.

Антитехницизм

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Во второй половине 20 в.

Он стал нарицательным для подогрева технофобии во всех ее формах. Техницизм, связанный с абсолютизацией техники, утверждает ее.

Техника оказывает свое влияние на все стороны жизни общества. Искусство, культура, быт, образование в значительной степени преобразуются под воздействием техники. Достаточно вспомнить изобретение радио, кино, ТВ, звукозаписи, чтобы увидеть воздействие техники на всю человеческую культуру. Техника тесно связана с наукой, эта связь взаимообусловлена. Как и другие явления культуры, техника исторически изменчива. В технике очевидны объективная и субъективная стороны: Логика действия техники задана человеком:

Техницистская, антитехницистская и диалектико-гуманистическая философия техники

Ортега-и-Гассет"Размышления о технике". Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений. Основные идеи В основе техники лежит органопроекция, т.

ТЕХНОфобия (греч. techne - мастерство, phobos - страх) - понятие, а радикальное отвержение «идеологии техники», бездумного техницизма.

Конечно, важнейшим элементом этой системы является сам человек, поскольку именно он приводит в движение все остальные общественные факторы, в том числе и технику. Но техника - наиболее подвижный, революционный элемент общественной системы. Развитие общества начинается с тех изменений, которые происходят в ее техническом базисе и которые через сложную социальную ткань в конечном счете определяют развитие всех остальных общественных явлений. Поэтому анализ техники как социального феномена представляет по своей сути главную задачу философии техники.

Когда стали исследовать влияние техники на жизнь людей и оценивать это влияние, то мнения оказались далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности.

У других, напротив, возникло чувство пессимизма, стрха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека. Ленский , средств связи Г. Маклуэн или источников энергии.