И. Кант: знание, вера и нравственность

Диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио Перевод Н. Первые два произведения были подписаны псевдонимами: Персонаж сказки Иоганн Молчаливый, вопреки своему прозвищу, отнюдь не молчит — он предупреждает своего хозяина, молодого короля, о трех грозящих тому опасностях, зная, что, сделав это, он тотчас же превратится в камень. Позднее королевская чета жертвует жизнью двух своих сыновей, для того чтобы вернуть Иоганна к жизни, и, само собой разумеется, верный Иоганн после своего спасения воскрешает погибших мальчиков. И тема верного служения, и тема жертвы, и тема молчания — все они по-своему преломляются в"Страхе и трепете". Героем книги является ветхозаветный Авраам, от которого Бог потребовал принести в жертву любимого сына, основным же предметом исследования — рождение религиозной веры.

Психология духовности, веры и религии

Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления условия веры , которые являлись путем кобретению вечной и неизменной истины. Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры.

Обсуждая тему соотношения религии и морали, нужно иметь в виду ее . нравственные нормы в полное соответствие с догматами веры. Она как раз сопрягается с курсом"Религиозная этика", который я читаю у религиоведов. . Хотя, конечно, если им движет страх наказания или жажда награды.

И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни. Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. Оправдано ли игнорирование фундаментальных религиозных ценностей, оказывающих громадное влияние на духовный строй общества?

На сколько продуктивно влияние религии на развитие современной медицины? Не препятствуют ли устойчивые религиозные максимы постоянно расширяющейся, динамичной структуре медицинской мысли? Природа и место религии Религия представляет собой древний и многоликий элемент жизни человечества. Слово это латинского происхождения, — означает набожность, предмет культа. Оно образовано от глагола — связывать. Религия являет собой связь субъекта с Богом, со всем и всяческим. Именно Бог внушает, сообщает людям необходимость веры и определяет особенности поклонения ему и ведения праведного образа жизни.

С точки зрения любой религии источником определенных верований является откровение.

Для нашей многонациональной и поликонфессиональной страны этот вопрос представляет особую важность. В настоящей книге отражена новая ступень в исследовании российскими учеными взаимосвязи национальных и религиозных факторов, подчеркнуто значение веротерпимости и межэтнической толерантности. Значительное место отведено роли мировых и национальных религий в судьбах разных народов нашей страны и России в целом.

Религиозные взгляды Альберта Эйнштейна были широко изучены. Тем не менее до сих Мои взгляды близки к Спинозе: восхищение красотой и вера в . Это, как мне кажется, отражает отношение человеческого разума, даже . которые развивают религиозные убеждения: страх, общественная мораль.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего Быт. Этот тезис не нов, но по-прежнему актуален. Несмотря на то, что он неоднократно воспроизводился в истории человеческой мысли, господствующим всегда оставалось мнение, согласно которому религиозная вера оказывает исключительно благотворное влияние на мораль, способствует нравственному очищению общества и человека. Предвидя подобные обвинения, мы будем ссылаться на авторитет мыслителей, далеких от атеизма, и первым из них призовем на помощь датского религиозного философа и поэта Серена Кьеркегора — Проблема соотношения религиозной веры и морали подробно рассматривается в псевдонимной работе С.

В основу этой работы положена ветхозаветная легенда о том, как Бог испытывал Авраама, приказав ему принести в жертву единственного и горячо любимого сына Исаака. История библейского патриарха с детских лет привлекала внимание датского философа, восхищала его, но в то же время мучила и не давала покоя. Кьеркегор видит в этой истории ужасающее противоречие. Это противоречие заставляет С. Кьеркегора сформулировать три проблемы: Ради Господа и вместе с тем ради самого себя.

Необъяснимо то, как он пришел к нему, необъяснимо и то, как он продолжает находиться в нем.

1. Светское государсво, проблемы соотношения этики и религии. Государство и церковь

Особенности религиозной психологии Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

В статье рассматривается феномен религиозной этики как особы ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ / ЭТИКА ВЕРЫ В ДУХОВ / ЭТИКА IMITATIO DEI / БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭТИКА . тогда как в основе «религиозно- этического» лежит его отношение к абсолютному. Кьеркегор С. Страх и трепет.

Многие считают их противоположными и враждебными друг другу и отдают одной безусловное предпочтение, а именно: Однако эти системы не вступают в противоречие друг с другом ни специфическими чертами, ни мерой; гораздо вернее будет сказать, что они сопутствуют одна другой, так как каждой из них подобает ее собственное право.

Обычаи и традиции могут разнообразно отличаться друг от друга по исходному установлению, характеру и ходу развития, мораль же может быть в действительности только одна — истинно человеческая. Она между тем выступает в различных формах: Соединение этического и религиозного часто осуществляется таким образом, что первое в качестве гетерономного подчиняют второму, и получается, что делают добро и избегают зла не по внутреннему побуждению сердца, а в надежде на божественную милость или из страха перед наказанием.

Это ошибочно и вредно, ибо таким образом то, что должно быть выражением истинно человеческого, унижается до продукта эгоистического расчета. Действительное единство обоих — а оно уже в Евангелии получает принципиальное выражение — состоит в том, чтобы во всем, в том числе в поведении по отношению к ближнему своему, стремиться к божественной святости и совершенству, так что истинно человеческая, т.

Вера в бессмертие Вопрос о конечном предназначении человека занимает важное место в каждом вероучении, и это касается даже наименее развитых религий. Ответа на эти тесно связанные между собой вопросы жаждет религиозный человек. Состояние мертвых то изображают мрачными красками — как пребывание бескровных теней в темном подземном мире, то рисуют в прекраснейшем свете: Рай прошедшего обретает, таким образом, свой эквивалент в раю будущего на небесах.

Даже буддизм как религия или народная религия Древнего Израиля не представляют в этом отношении никакого исключения. Позднее, когда идея воздаяния связывается с верой в бессмертие, подземный мир превращается в место страданий, и только благочестивые попадают в жилище Бога. Даже те, кто усматривает во всех этих представлениях исключительно продукты поэтической фантазии, едва ли совершенно отказались от выраженной в них надежды.

Религиозная и философская этика

Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления условия веры , которые являлись путем кобретению вечной и неизменной истины. Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры. Первый — до 10 в.

В качестве источника религии страх выступает как более или менее . в формировании веры в загробную жизнь и в преодолении страха смерти, чем . Затем отношение к телу смягчается, его омывают и переодевают в светлые.

Теперь необходимо перейти к конкретному анализу религии. Третий — с религиозными организациями. После того, как выбрана специфическая область проявления религиозного сознания возникает следующий вопрос: Рассмотрим же конкретно как решаются эти вопросы представителями различных направлений религиоведения. Они, как правило, связывают религию сверой. Однако можно ли считать, что наличие у человека веры позволяет характеризовать его как религиозного человека?

Ведь вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: Так означает ли это, что все люди религиозны? По-видимому, помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная.

Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Нельзя верить в объект как таковой, а можно верить только в те или иные наши представления об этом объекте. Таким образом, вера — это элемент человеческого сознания.

Психология верующих. особенности религиозной психологии

Религиозная этика Серена Кьеркегора 2. Предметом настоящей курсовой работы следует считать морально-этические воззрения Серена Кьеркегора. Вопросам исследования творчества Кьеркегора посвящено огромное множество работ. Кьеркегор страдал прогрессирующим параличом спинного мозга. Кьеркегор , брат философа. Это отношение полагает дух.

«таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3, 9). надо повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. отношение совести к религии и социальной этике, вхождение совести в религиозную практику.

: , .

Страх и трепет

В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования исходных самоочевидных аксиом и первоначал или для характеристики сферы мнения. Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления условия веры , которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины. Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры.

Философские и религиозные основания проблемы веры является определение веры, данное И. Кантом при анализе соотношения мнения, веры и знания. . В текстах Ветхого и Нового Заветов вере противопоставляются неверие, сомнение, страх. «Человек .. М., ; Фромм Э. Психоанализ и этика.

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей.

Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни.

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

Психология веры в религиях Введение Суть любой веры заключается в некритическом отношении к событиям, теориям и даже вымыслам, при котором они принимаются за достоверные и истинные без доказательства. Религиозная вера — вера в Бога — не исключение. Ее направленность на трансцендентальную реальность создает ощущение причастности к некой абсолютной истине, не только не требующей какого-либо другого обоснования, кроме веры, но и отвергающей всякую возможность другого обоснования, кроме обоснования в самой себе.

Но, тем не менее, вера в Бога, религиозность, остаются некритическим отношением к реальности. В этом смысле вера — антипод знания.

Второе значение, приписываемое религии, то, что религия есть свод При первом определении под понятие религии подставляется вера того, кто сущест существа происходило и происходит не всегда от страха перед Второе же отношение человека к миру -- общественное -- в.

Воздействие науки на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывала сомнения. Наука разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить взамен новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.

И именно с установления этого факта должно, на мой взгляд, начинаться обсуждение вопроса о взаимоотношении науки и нравственности. Напротив, чем дальше заходим мы в глубь истории, тем решительнее заявляет о себе мнимое всезнание. Окружающий мир может казаться ему враждебным, коварным, исполненным злого умысла, но он вовсе не существует для него в качестве неизвестного. Туземец часто боится того, что в действительности не заслуживает страха и в этом смысле его реакция на мир иррациональна , однако ему неизвестен страх перед непознанным.

Вера в то, что мир, а также личная судьба каждого уже познаны и надо только найти способ заполучить это всезнание, составляет существеннейший аспект суеверия оккультного мировоззрения. В систематической форме вера в наличие готового универсального знания входит в качестве обязательного компонента и в любое развитое религиозное мировосприятие.

Разум и вера

Применительно к религиозной антропологии это значит, что страх [4] представляет собой глубинное подсознательное желание того, чего обыкновенно человек страшится больше всего - смерти, небытия, Ничто. Страх и притягивает, и отталкивает одновременно; полаганием этой категории экзистенция в наибольшей степени проявляет свою диалектичную, динамичную природу: Неведение же невинности относительно добра и зла [9] Кьеркегором рассматривается весьма односторонне впрочем, в русле западной традиции рационализма, порождающего антиномии разума: Диалектичность страха состоит еще и в том, что страх, с одной стороны, является своего рода предпосылкой греха [11] , с другой - грех также и приводит с собою страх [12].

Кроме того, последующий анализ категории страха покажет нам, что страх может иметь как позитивное, так и негативное значение. Попытаемся реконструировать степени причастности страху согласно четырехуровневой схеме.

отношение к религии . приобщить человека к вере христианская церковь не предъявляет к нему требований, могущих . этические обязательства.

Дело в том, что именно в этом диалоге мы находим одну из первых в истории культуры попытку осмысления взаимоотношений религии и нравственности. Названный диалог завязывается в связи с острой религиозно-моральной ситуацией. Некий подёнщик, работавший в поместье отца Евтифрона, будучи пьяным, зарезал одного из рабов. Отец Евтифрона связал преступника и послал за архонтом-басилевсом, следившим за исполнением религиозных законов и управлявшим судебными делами.

Преступник умер, не дождавшись прихода архонта-басилевса. Евтифрон, узнав об этом, требует суда над своим отцом за якобы совершенное им убийство. Евтифрон без колебаний отвечает: Следовательно, критерий, предлагаемый Евтифроном для различения благочестивого и нечестивого, справедливого и несправедливого, доброго и злого, не срабатывает. Соответственно, нечестивое ненавистно всем богам.

Он спрашивает своего собеседника:

«Богу — Божие, а кесарю — кесарево» (Перервинская семинария. Москва, 2004) — Осипов А.И.