5. 2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ РЕАКЦИЯХ СТРАХА И ФОБИЯХ

Испугаться чего-то-там в темноте в детстве - это нормально. Не преодолеть этот страх и носится с ним, как с писанной торбой в зрелом возрасте - уже ненормально. Кстати, Анна, что там с вторичными выгодами? Тут надо разбираться с симптоматикой. Но - не знаю, как клиентка, но запрос представлен только ситуацией из 3-х летнего испуга. А что было в промежутке? Почему только сейчас обратилась? Если все было в шоколаде, то сейчас что-то произошло? Так бывает с травмой. Как же она жила все это время?

Тема: Методы оказания психологической помощи по проблемам, связанным со страхом

Даже у взрослых частенько наблюдаются психические расстройства, связанные с невероятным чувством страха, которое зародилось еще в детские годы. А что говорить про детей? Маленькие и беззащитные, им не под силу самостоятельно справиться даже с той же боязнью темноты.

Назначение: выявить представления о страхах, связанных с профессиональной Работа с представлениями о"страшном" клиенте. Одна подгруппа будет представлять собой организацию по оказанию консультативных услуг.

По сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек достоверно больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Слишком большое количество страхов свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения, наряду с более критичным подходом к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам. Следует помнить, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми.

Обратная картина - когда страхов мало, но они четко сфокусированы, как это бывает при навязчивых страхах-фобиях, способных вобрать в себя весь заряд отрицательной энергетики остальных страхов. Естественно, если страх ребенка настораживает своей чрезмерностью, необычностью, беспричинен, психологически непонятен, причудлив, нелеп, отвлекает ребенка от реальной жизни, составляет ядро всех его переживаний, следует незамедлительно обратиться к детскому психиатру.

В целом все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы: Работая с ребенком, я вторгаюсь непосредственно в ситуацию, вызывающую страх у ребенка, для того чтобы изменить его отношение к ней. Для этого используются следующие психологические приемы. На первом этапе работы со страхами проводится беседа с ребенком. При этом отслеживается внутреннее состояние ребенка, выявляется место локализации страха, его размер, цвет: Затем проводится обсуждение ощущений ребенка.

Если страх не имеет определенного образного выражения, то предлагается соединить его с каким-нибудь образом: Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор:

Клинические примеры С какими бы вопросами развития личности и нарушений развития ни приходилось сталкиваться психотерапевту, в этой проблеме всегда в той или иной степени присутствует страх или тревога. Иногда страх ребенка становится прямой причиной обращения родителей за психологической или психотерапевтической помощью, иногда страх лежит в глубине проблемы и проявляется в ходе работы с ребенком. Переживание страха ребенком и родителями часто останавливает естественное развитие личности ребенка, ограничивает поле его деятельности, разрушает его взаимопонимание с окружающими.

В каждой психотерапевтической школе существуют теории тревоги и страха, предлагающие собственное понимание причин и функций страха, места страха и тревоги в картине нарушений личности. Страх и тревожность классифицируются в зависимости от предмета страха страх смерти, страх кастрации, одиночества, наказания, оценки , от клинической картины шизоидный страх, нарциссический страх и от степени осознавания бессознательные и осознанные страхи.

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике. Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и.

Вызвать на диспут — проверить идеи на прочность Шаг 4. Взмах Определите пусковую картину звуки, ощущения , предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину диссоциация. Потом в нижний правый угол поместите пока еще маленький и тусклый второй образ, вторую картину. И так пять раз. Вызовите первый нежелательный образ. Имплозивная терапия Сочетание психоаналитического и поведенческого подхода Томас Стэмпфл. Причина психопатологии заключена в обусловленной тревоге и вторичном избегании.

Для лечения следует применять методы угашения как тревоги, так и реакции избегания, которые больше не подкрепляются — клиентам предъявляются вызывающие тревогу стимулы в условиях, не позволяющих их избегать. Задача психотерапевта — конструирование тех сцен, которые могли бы являться причиной состояния, были вытеснены и часто связаны с подавленным и травматическим опытом.

Клиент предупреждается о возможной бессмысленности и даже фантастичности сцен, о необходимости представлять себе сцены так, что они происходят в настоящий момент, и поддерживать в себе в этот момент наиболее сильные чувства тревоги, гнева, вины и др. Основные формы страха Ротация, собственное вращение Земли, соответствует психологическому смыслу требования индивидуальности, т.

Мы являемся частью общности и боимся одиночества и изоляции. Чем больше мы отделяемся, тем больше неуверенности, непонимания и отвергнутости.

Приемы работы со страхом

Как работать со страхами? Единственная возможная работа со страхами — это осознание их беспочвенности. Бороться с ними, убегать от них — одинаково бессмысленно. Как говорит один из моих любимых мудрецов, страх — это проблема отсутствия.

Особенности консультирования при страхах и фобиях. Работа консультанта с тревожными клиентами. учитывать и то, что в консультативной работе с такими клиентами существует определенная специфика.

Тревожность в отличие от страха не имеет определенного объекта, страх же всегда связан с конкретным объектом окружения лицом, предметом, событием. Страх имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей. В психологическом консультировании встречается два типа страхов — нормальным как естественная реакция и патологическим фобия.

Чаще всего клиенты обращаются по поводу конкретных страхов, связанных с какими-то важными событиями боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т. В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его реагирование на это событие является оправданным и адекватным. Во время консультирования не следует помогать клиентам полностью избавляться от страха, необходимо помочь клиенту конструктивно воспользоваться страхом.

Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями.

Преодоление страхов и тревожности у взрослых при помощи образов

Клиенты со страхом и фобиями Причины страхов и фобий Уже упоминалось, что подобным беспокойного состояния является страх. Но тревога в отличие от страха не имеет определенного объекта, страх же связан с конкретным предметом окружения лицом, предметом, событием. Страх имеет биологическую значимость, так как оберегает от многих опасностей. Без чувства страха мы оказались бы легко уязвимы. В психологическом консультировании мы сталкиваемся с двумя типами страхов - нормальным, понимаемый как естественная реакция, и патологическим, который называется фобией.

опыт работы телефона доверия, стратегии ведения беседы подростков с работу с психологом, переполнен противоречивыми чувствами: страхом, обидой, о возможном результате консультативной работы весьма смутные.

Берн описывает определенные стереотипы в общении людей друг с другом. Первый стереотип поведения — игра. Это неосознаваемая программа поведения человека, целью которой является избежать близкого общения с другим человеком или получение положительных эмоций. Каждый участник играет определенную роль. Этапы игры содержат удар, ответ, ловушку, расплату, вознаграждение.

Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Игра разыгрывается между состояниями одной личности Родитель, Взрослый, Ребенок или между двумя личностями, иногда между личностью и коллективом. Исход игры всегда предсказуем. Выигрышем выступает эмоциональное состояние, к которому стремится игрок. Вторым стереотипом в межличностном общении являются поглаживания и удары. Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, с их помощью люди друг другу передают положительные или отрицательные эмоции.

Поглаживания бывают позитивные"Сегодня вы чудесно выглядите" и фальшивые"Вам очень идет этот платок, он закрывает морщины на вашей шее". Положительные поглаживания необходимы каждому человеку.

4. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОВОДУ СЛОЖНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ

Метод работы со страхами у подростков с помощью мини-фигурок в индивидуальном консультировании. Подростковый возраст все переживают по-разному. Сразу оговорюсь, что буду говорить о вариантах работы с нормой, а не с патологией, просто потому, что в моем опыте были только такие случаи пока.

завоевание доверия продолжается благодаря качеству консультативной Возможности супервизии в работе со страхами и тревогой психологов-.

Приветствую всех друзья на сайте Он и Она. Всем нам известно, что нашей жизнью в той или иной степени управляют различные страхи. Женщинам в этом отношении повезло чуть больше, так как они могут давать выход своим эмоциям. У мужчин же картина иная — общество порицает выход мужских эмоций, и мужчина вынужден не позволить себе осознавать страхи. Скрытые страхи и ролевые ожидания недешево обходятся мужчинам. Всем известно, что по статистике, мужчины живут меньше женщин в среднем на 8 лет.

Итак, начнем это абсолютно не означает, что женщинам эти техники тоже не пригодятся: Подружитесь со своим страхом, так как иногда страх может оказаться основным союзником и товарищем, который может предупредить об опасной ситуации. Изучите разные типы страхов. Подумайте, возможно, даже создайте список своих страхов. Расположите их в колонки: Потом выделите отдельную колонку для неизвестных еще вам страхов. Выберите из них три страха, которые вы хотели бы рассмотреть более подробно, чтобы больше о них знать.

Психологическая работа со страхом

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и младших школьников. Одна из причин обращения — страхи ребенка. Детские страхи — весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка.

Методика и основные формы консультативной практики Дальше может быть работа со страхами, переключение внимания на позитив, позитивные.

Основы психологического консультирования и психологической коррекции Автор: Хухлаева Ольга Владимировна 4. Но предварить их обсуждение нужно краткой характеристикой основных тенденций развития психики в детском возрасте, оказывающих наибольшее влияние на особенности и содержание страха. Основная тенденция развития ребенка связана с формированием высших психических функций. В рамках культурно-исторической теории Л. Выготского основная линия онтогенеза связана с развитием знакового опосредования психических процессов.

Основываясь на теории Л. Выготского, многие исследователи рассматривают как одну из основных линий развития в детском возрасте развитие знаково-символической деятельности ребенка. Она представляет собой реализацию знакового отношения человека к себе и к миру. Выделяется три последовательно возникающих в онтогенезе вида знаково-символической деятельности. Первый из них, замещение, представляет собой перенос свойств одного объекта на другой.

Как психолог работает со страхами и фобиями.

Основные психотерапевтические технологии работы с тревогой и страхом в психологическом консультировании. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающееся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Состояние тревоги вкл в себя целый комплекс эмоций, одним из которых является страх. Таким образом, понятие тревожность более широкое, чем страх. Тревога сигнализирует об угрожающих изменениях в организме или во внешнем мире.

Как справиться со страхом, точнее, как им овладеть — об этом мы беседуем с искали вместе с заведующей консультативным отделением городского Центра . Самая лучшая стратегия работы со страхом — его конкретизация.

Интегрирование образа с личностью. Линде приводит 10 основных методов трансформации состояний: Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние. При этом необходимо различать негативные и позитивные качества образа.

Позитивными характеристиками являются цвета, соответствующие природным реалиям голубой, синий, серебристый, золотистый, белый, прозрачный. Негативные цвета — черный, коричневый. Грязно-желтый, серый и др. Позитивными следует считать все зрительные признаки, вызывающие приятное кинестетическое чувство:

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике детского психолога

Консультант может предполагать наличие тревожности , если отмечает у клиента бессознательные навязчивые действия клиент барабанит пальцами, трясет ногой и пр. Жалуясь на угнетенность, дисфория, раздражительность , плохое засыпание, хроническую усталость, клиенты часто не могут понять их причины. Пытаясь опредметить тревожность, они воспринимают наличие неприятных соматических симптомов тошноты, головной боли, спазмов в желудке и т.

На консультации они часто проявляют сопротивление, стараются взять под контроль все, что и как они говорят.

Исходя из собственного опыта, предлагаю этапы работы психолога детских страхов в консультативной практике детского психолога.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование 4. Обычно с такими жалобами приходят матери, но бывает, что и оба родителя или даже один отец. При этом обычно факт своего обращения за помощью они хотят сохранить в тайне от детей. Поскольку в данном пособии речь идет лишь о проблемах консультирования взрослых и не предполагается учитывать какие-либо особенности детской психологии, здесь будут анализироваться трудности во взаимоотношениях родителей с детьми старше лет, то есть уже в основном преодолевших трудности подросткового возраста.

Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на четыре группы разумеется, они не являются взаимоисключающими, а чаще всего сопутствуют друг другу. Отсутствие контакта с детьми: Для клиентов с такими проблемами характерны высказывания типа: Неуважительное, резкое отношение детей к родителям, постоянные ссоры и конфликты с ними по пустякам.

Для таких жалоб характерны высказывания типа: Тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей.

Как побороть страх и перестать бояться: средство борьбы со страхом. Работа со страхами в психологии